Как организовать СКУД на предприятии

Каждая организация заботится о безопасности информационных ресурсов и физических объектов на своей территории, а также стремится оптимизировать рабочие процессы. Для решения этих задач на предприятиях устанавливают СКУД-системы – комплексы аппаратно-технических инструментов для контроля посещений охраняемого объекта и учёта рабочего времени персонала. Они препятствуют проникновению посторонних, контролируют часы прихода и ухода сотрудников, ограничивают доступ на территорию организации в выходные дни и нерабочее время, запрещают вход по одному идентификатору, формируют отчётность и т.д. Если обобщить, то такие системы помогают защитить корпоративные материальные ценности, оборудование и конфиденциальную информацию. Разберёмся, как правильно выбрать и организовать СКУД на предприятии.

Состав СКУД, применение компонентов

Сначала поговорим о составе системы. Базовая комплектация СКУД:
  • Контроллер – ключевой элемент системы, её «мозг». Это устройство, где хранится информация о сотрудниках и посетителях, их правах доступа. В зависимости от настроек и типа оборудования оно может работать в сетевом или автономном режимах. В первом случае контроллер управляется через компьютер, во втором – с помощью отдельного электронного прибора.
  • Биометрические сканеры или считыватели карт – устройства, которые устанавливаются на точках доступа, например, на проходной предприятия, возле дверей офисов. Сканеры распознают уникальные биометрические характеристики посетителей (лицо, ладонь, палец), считыватели – ключи с кодом (RFID-карты)
  • Исполнительные устройства – оборудования, ограничивающие доступ на охраняемый объект. Это могут быть шлюзовые кабины, электромагнитные замки, ворота с электроприводом, турникеты.
Для удобства управления системой контроля доступа на предприятии можно использовать специальное программное обеспечение, которое будет обладать всем необходимым функционалом для СКУД.
Оно позволяет формировать сценарии доступа, управлять данными, составлять отчеты и т.д. Качественное ПО должно комбинироваться с выбранной СКУД и иметь гибкие настройки, чтобы легко адаптироваться под задачи организации-заказчика.

Как работает система контроля и управления доступом

Базовый принцип работы системы прост – считыватель сканирует идентификатор посетителя, передает данные на контроллер, который принимает решение о допуске на территорию предприятия. В случае положительного ответа поступает сигнал на исполнительное устройство, после чего доступ к объекту разрешается.
Если вместо считывателя карт используется биометрический сканер, то физический идентификатор прикладывать не нужно. Система распознаёт пользователя по его уникальным физическим характеристикам, например, отпечаткам пальцев, лицу, ладони.

Требования к системам

Системы контроля и управления доступом должны:
  • Обеспечивать доступ сотрудников организации на охраняемые объекты путем идентификации пользователей по биометрическим характеристикам или RFID-картам;
  • Предотвращать несанкционированный доступ на территорию предприятия;
  • Сигнализировать обо всех попытках незаконного доступа;
  • Вести учёт рабочего времени сотрудников.
Системы контроля и управления доступом обрабатывают персональную информацию (в том числе фото и видео при интеграции с системами видеонаблюдения), поэтому встает вопрос о сроке хранения данных СКУД на предприятии. Он определяется руководством организации и зависит от многих факторов.

Варианты и виды решений для предприятий

Выбор решения зависит от масштабов организации, количества проходных пунктов, численности штата, конкретных задач по обеспечению безопасности. Базово СКУД делится на три типа:
  • Сетевые – единый СКУД для всех точек доступа на объекте. Для обмена информацией в таких системах предусмотрен центральный пульт, который управляется одним оператором. Плюсы таких решений – надёжность и многофункциональность, возможность интеграции с другими системами безопасности. Минусы – высокая стоимость, сложность внедрения, необходимость в развитой программно-аппаратной инфраструктуре. Такой вариант целесообразен для крупных объектов с большим штатом сотрудников и несколькими проходными;
  • Автономные – СКУД, обслуживающие одну точку доступа. Они не управляются дистанционно, не имеют дополнительных функций, например, не предназначены для передачи данных о событиях на охраняемом объекте. Такие решения в основном используются на небольших предприятиях с одной-двумя проходными;
  • Комбинированные – системы, сочетающие функции сетевых и автономных вариантов. Такие решения легко адаптировать под текущие потребности в безопасности.
Независимо от типа выбранной системы и положения СКУД в организации, возникает вопрос о способе идентификации посетителей. У использования физических идентификаторов есть существенные недочеты. Например, ключ можно потерять или передать другому человеку, что ставит под угрозу безопасность объекта. Гораздо надёжнее биометрический способ идентификации, который подразумевает распознавание человека по его уникальным характеристикам. Такой метод удобнее и для пользователей, поскольку им не придется носить с собой RFID-карты.
Биометрическая идентификация может быть статической или динамической. В первом варианте речь о распознавании физиологических характеристик, например, сетчатки глаз, узора отпечатков пальцев, вен ладони. В процессе динамической идентификации анализируются поведенческие особенности пользователя: мимика, характерные движения при работе с клавиатурой, речевые модуляции. Сейчас наиболее широкое распространение получило распознавание по отпечаткам пальцев, рисунку вен ладони, лицу.
Есть системы, оснащенные как биометрическими сканерами, так и считывателями физических идентификаторов. Например, СКУД на основе оборудования BioSmart, которые активно используются не только отечественными предприятиями, но и зарубежными.

Заключение

Системы контроля и управления доступом эффективно решают вопросы дисциплины в организации и препятствуют несанкционированным вторжениям на охраняемые территории. Чтобы подобрать оптимальную систему под специфику организации, лучше проконсультироваться со специалистами компании Biosmart.